Выявлены изменения в жировом составе миелина мозга с возрастом

Процессы старения становятся заметны в первую очередь на теле, но наш мозг также претерпевает изменения, из-за которых становится труднее вспомнить, где вы оставили ключи или имя знакомого, с которым вы столкнулись в продуктовом магазине.

Доктор Кендра Фурбер, доцент Северной медицинской программы UBC и Отдела медицинских наук Университета Северной Британской Колумбии, работает над выявлением причин старения мозга и над тем, как мы можем предотвратить или обратить вспять ущерб, нанесенный временем.

Одним из факторов, способствующих ухудшению памяти и познания, является разрушение миелина. Это жировое вещество покрывает нейроны в головном и спинном мозге, помогая изолировать связи между клетками и обеспечивая молниеносный поток информации через нервную систему.

"Наш мозг продолжает покрываться миелином до среднего возраста, а затем объем и целостность этого миелина начинают уменьшаться. Это часто коррелирует с нарушениями памяти и скорости когнитивной обработки информации", - говорит Фурбер.

Фурбер и ее команда использовали лучевую линию Mid-IR в Канадском источнике света (CLS), Университет Саскачевана, для изучения биохимических изменений в мозге.

Фурбер сосредоточила свое внимание на специализированных клетках мозга, которые образуют миелиновую оболочку. Клетки, вырабатывающие миелин, немного похожи на осьминога с множеством "щупалец", которые обвиваются вокруг нейронов, обеспечивая им необходимую изоляцию. По мере старения "щупальца" увядают, оставляя связи между клетками незащищенными. Они надеются понять, почему миелин начинает разрушаться с возрастом.

"В какой-то момент часть миелина теряется, и мы все менее эффективно восстанавливаем его", - сказал Фурбер. "Это своего рода баланс, и с возрастом он склоняется в сторону большей потери миелина - мы не создаем новых связей и не сворачиваем нервные процессы".

Мозг любит перестраивать пути, когда мы учимся новым навыкам, что ученые называют нейропластичностью. С возрастом мозг становится не таким гибким, и перестраивать пути становится сложнее, что приводит к изменениям в обучении и памяти.

В настоящее время Фурбер и ее команда изучают стратегии, которые помогут сделать клетки нашего мозга более устойчивыми к стрессам окружающей среды. Данные показывают, что такие простые вещи, как физические упражнения, сон и правильное питание, могут помочь сохранить миелин здоровым.

"Мы заинтересованы в жировом обмене и диете, чтобы понять, могут ли эти вещи повлиять на то, чтобы сделать клетки, вырабатывающие миелин, более устойчивыми к повреждениям или дегенерации", - говорит Фурбер. Команда обнаружила, что с возрастом в миелине происходят явные изменения в составе жиров, и их исследование было недавно опубликовано в научном журнале Neurochemical Research. Чтобы найти первопричину, исследователи продолжают изучать важную роль определенных генов в процессе миелинизации.

Средне-ИК-лучевая линия в CLS позволяет Фурбер и ее команде расширить границы своих исследований, помогая им увидеть результаты более детально и узнать больше о том, как изменения в мозге влияют на формирование и дегенерацию миелина.

"Мы начали пробовать некоторые действительно интересные вещи, используя синхротронное излучение", - говорит Фурбер. "Ученые, работающие на пучковой линии, являются теми, кто действительно продвигает эти новые методы, и теперь я могу придумывать все интересные вопросы, которые мы можем задать, но которые мы не смогли бы задать с помощью обычных микроскопов в нашей лаборатории".