Устойчивые к антибиотикам бактерии могут перепрыгивать между здоровыми питомцами и владельцами

Новое исследование подтвердило, что устойчивые к антибиотикам бактерии, а также гены, играющие ключевую роль в устойчивости бактерий, могут передаваться между здоровыми собаками и кошками и их владельцами. Результаты исследования будут представлены на Европейском конгрессе по клинической микробиологии и инфекционным заболеваниям (ECCMID) в этом году в Лиссабоне, Португалия.

"Наши результаты подтверждают не только обмен бактериями, устойчивыми к антибиотикам, но и генами устойчивости между животными-компаньонами и их владельцами в обществе, что подчеркивает необходимость постоянных местных программ наблюдения для выявления потенциального риска для здоровья человека", - сказала соавтор исследования доктор Джулиана Менезес из Лиссабонского университета.

Бактерии Escherichia coli (E. coli) обычно встречаются в кишечном тракте большинства млекопитающих, включая человека. Большинство штаммов этих бактерий безвредны, но некоторые могут вызывать опасные инфекции, например, заражение крови. По словам исследователей, роль животных-компаньонов как потенциальных резервуаров бактерий, устойчивых к противомикробным препаратам, вызывает все большую озабоченность.

Основное беспокойство вызывает возможность возникновения инфекций, вызванных высокоустойчивыми штаммами, которые могут сохраняться, несмотря на лечение мощными антибиотиками, такими как пенициллин и цефалоспорины.

В сотрудничестве с доктором Сиан Фросини из Королевского ветеринарного колледжа и коллегами доктор Менезес задался целью определить, существует ли переход между здоровыми животными-компаньонами и их владельцами. Исследователи также хотели выяснить, как обычно распространяются эти устойчивые бактерии.

Для исследования эксперты проанализировали образцы кала здоровых людей, а также кошек и собак, живущих с ними, в домохозяйствах Португалии и Великобритании. С помощью генетического секвенирования были определены бактерии и гены лекарственной устойчивости, присутствующие в каждом образце.

В четырех португальских домохозяйствах гены устойчивости, обнаруженные у домашних животных, совпали с генами, обнаруженными в образцах стула их хозяев. В двух из этих семей микробы, обнаруженные у домашних животных, совпали со штаммами кишечной палочки, обнаруженными в образце стула их владельца.

"Иногда бактерии могут быть не общими, но их гены устойчивости могут быть общими", - объяснил д-р Менезес. "Эти гены находятся в подвижных участках ДНК, что означает, что они могут передаваться между различными популяциями бактерий у животных и людей".