Механизм нейропротекции изменяется генами при болезни Альцгеймера

Мозг имеет естественный механизм защиты от болезни Альцгеймера, и исследователи из Медицинского колледжа Бейлора, Техасской детской больницы и других сотрудничающих учреждений обнаружили, что варианты генов, связанные с риском развития болезни, нарушают этот защитный механизм, что может привести к нейродегенерации.

Исследователи также показали на модели плодовой мушки, что химическое вещество, известное как агонист ABCA1, может восстановить некоторые изменения в защитном механизме мозга.

Группа исследователей обнаружила доказательства, подтверждающие, что реактивные виды кислорода (ROS), естественные побочные продукты клеточного метаболизма, связанные с воспалением и другими процессами, являются ключевыми участниками событий, приводящих к нарушению нейропротекторного механизма.

Кроме того, исследователи обнаружили, что ROS вместе с амилоид-бета, основным компонентом бляшек, обнаруженных в мозге людей с болезнью Альцгеймера, ускоряют развитие болезни в животных моделях.

В целом, полученные результаты дают новое механистическое представление о факторах, участвующих в развитии болезни Альцгеймера, поддерживая идею о том, что многочисленные изменения на генетическом и других клеточных уровнях приводят к развитию болезни. Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

"Предыдущая работа, проведенная доктором Люси Лю в лаборатории доктора Хьюго Беллена и его коллег, показала, что два типа клеток мозга, нейроны и глия, работают вместе для защиты от нейродегенерации", - сказал первый автор исследования доктор Мэтью Моултон, постдокторант в лаборатории Беллена. "В текущем исследовании мы работали с моделями плодовых мушек и млекопитающих, чтобы выяснить, связаны ли известные генетические факторы риска болезни Альцгеймера с нарушением защитного механизма, погружаясь в детали того, как это происходит".

Нейропротекторный механизм включается, когда нейроны сталкиваются с высоким уровнем ROS, что стимулирует нейроны к производству большого количества липидов. Уровень ROS повышается при старении, различных формах стресса или из-за генетических факторов.

Сочетание ROS и липидов приводит к образованию перекисленных липидов, которые ухудшают здоровье клеток. Нейроны пытаются избежать повреждений, выделяя эти липиды, а аполипопротеины, белки, транспортирующие липиды, переносят их в клетки глии. Глия хранит липиды в липидных каплях, изолируя их от окружающей среды, тем самым не давая им повредить нейроны.

"В текущей работе мы хотели определить гены, которые имеют решающее значение для формирования липидных капель, в частности, гены, которые необходимы для экспорта липидов из нейронов и импорта липидов в глии", - сказал Моултон. "Мы изучили гены, которые взаимодействуют с APOE в нейронах для вывода липидов, а также в глии для ввоза липидов. Одна из причин нашего интереса к этому связана с исследованиями на людях, которые показали, что гены, участвующие как в импорте, так и в экспорте липидов, были связаны с болезнью Альцгеймера и другими сопутствующими заболеваниями"

Команда исследовала роль этих генов риска болезни Альцгеймера в модели плодовой мушки, по одному гену за раз. Эта модель позволила им визуализировать, в присутствии или отсутствии ROS, влияние выключения определенного гена, либо в нейронах, либо в глии, на образование липидных капель, а также на нейродегенерацию.

"Во всех случаях, когда присутствовала ROS и мы наблюдали потерю капель, мы также наблюдали нейродегенерацию, что еще раз подтверждает, что нарушения в образовании капель в глии могут привести к повреждению нейронов", - сказал Моултон.

Используя этот подход, команда продемонстрировала, что несколько генов, которые, согласно исследованиям по полногеномному секвенированию, были связаны с риском развития болезни Альцгеймера, нарушают нейропротекторное образование липидных капель, обеспечивая механизм, который может объяснить риск, связанный с этими генами.

Кроме того, используя модель плодовой мушки, Моултон и его коллеги проверили, может ли агонист ABCA1, который, как было показано ранее, восстанавливает способность APOE4 переносить липиды, позволить APOE4 опосредовать образование липидных капель в глии в модели плодовой мушки.

"Агонист ABCA1 восстановил образование липидных капель в глии в модели плодовой мушки APOE4, что открывает потенциально терапевтический путь для предотвращения нейротоксичности, вызванной ROS", - сказал Беллен, заведующий кафедрой нейрогенетики в Институте неврологических исследований имени Яна и Дэна Дунканов в Техасской детской больнице.

"С возрастом ROS в мозге увеличивается. Если к этому добавляются мутации, нарушающие пути образования капель, то нейроны могут стать чувствительными к накоплению липидных капель, а это может проложить путь к нейродегенерации", - сказал Беллен. "Наши результаты поддерживают дальнейшие исследования возможных способов снижения уровня ROS в мозге в качестве стратегии минимизации ключевого вклада ROS в нейродегенерацию"