Установлена причина возникновения диареи у некоторых пациентов после приема антибиотиков

Совместное исследование Сингапурской больницы общего профиля (SGH) и Сингапурско-Митинского альянса по исследованиям и технологиям (SMART), исследовательского предприятия Массачусетского технологического института в Сингапуре, возможно, установило причину, по которой у некоторых пациентов возникает диарея после приема антибиотика амоксициллин-клавуланат, широко известного как Аугментин. Это широко назначаемый антибиотик, используемый для лечения многих инфекций, включая пневмонию и инфекции мочевыводящих путей.

Группа исследователей обнаружила, что уровень кишечных Ruminococcaceae, семейства бактерий, играющих важную роль в поддержании здоровья кишечника человека, сильно влияет на исход диареи после лечения антибиотиками.

"Проблема очень реальна для пациентов, которые не могут принимать амоксициллин-клавуланат, потому что он вызывает у них диарею, хотя это эффективный и доступный антибиотик для лечения их инфекции. Знание причин может помочь нам выявить тех, кто подвержен риску развития антибиотико-ассоциированной диареи, и разработать в будущем стратегии лечения, чтобы минимизировать или избежать таких побочных эффектов", - сказала доктор Ширин Калимуддин, консультант отделения инфекционных заболеваний SGH и главный исследователь исследования.

Для исследования было набрано 30 здоровых добровольцев. Каждый из них принимал трехдневный пероральный курс амоксициллина-клавуланата. Образцы кала собирались в определенные дни в течение четырех недель и анализировались с помощью секвенирования генов на предмет изменений в микробиоме кишечника в течение периода исследования.

Результаты показали, что уровень Ruminococcaceae в стуле добровольцев, у которых развилась диарея, был значительно ниже по сравнению с теми, у кого диареи не было, как до, так и во время лечения амоксициллином-клавуланатом. Это говорит о том, что в зависимости от состава кишечника люди могут быть предрасположены к антибиотико-ассоциированной диарее.

Далее группа разработала простой тест полимеразной цепной реакции (ПЦР) на основе уровня Faecalibacterium prausnitzii, вида из семейства Ruminococcaceae, который потенциально может использоваться в клинических условиях для быстрого определения риска развития диареи у человека при лечении амоксициллин-клавуланатом.

"Люди по-разному реагируют на лекарства. Понимание этой реакции и возможность предсказать тех, кто находится в группе риска, поможет направить разработку диагностических средств для точечного лечения", - сказал профессор Эрик Дж. Альм, профессор биологической инженерии Массачусетского технологического института, главный исследователь междисциплинарной исследовательской группы SMART Antimicrobial Resistance (AMR) и соавтор исследования.

"В то время как много внимания уделяется тому, как ДНК влияет на реакцию человека на лекарства, влияние микробиома кишечника на реакцию человека на лекарства широко не исследовалось. Наши результаты свидетельствуют о том, что микробный состав кишечника человека может влиять на риск развития антибиотико-ассоциированной диареи". Протестированное на амоксициллин-клавуланате, исследование создает основу для выявления других потенциальных причин антибиотико-ассоциированной диареи в отношении других классов антибиотиков", - добавил профессор Альм.

Результаты исследования были опубликованы в рецензируемом научном журнале iScience.