Найдены новые комбинации лекарств для лечения устойчивых раковых опухолей

Исследователи Sanger создали крупнейший в мире ресурс, использующий систематическое тестирование лекарств и генетический анализ, чтобы показать новые потенциальные комбинации лекарств для лечения рака груди, толстой кишки и поджелудочной железы.

Новый анализ выявил несколько комбинаций лекарств, которые могут стать эффективными методами лечения некоторых видов трудноизлечимых раковых заболеваний.

В ходе исследования, проведенного Институтом Веллкома Сангера и его сотрудниками, были протестированы комбинации противораковых препаратов, которые уже используются для лечения пациентов. Затем ученые создали крупнейший в мире ресурс, показывающий возможные эффективные комбинации для дальнейшего изучения.

В работе, опубликованной сегодня (23 февраля 2022 года) в журнале Nature, также приводятся биомаркеры, которые могут быть использованы для выявления пациентов, которым будут полезны новые комбинации, чтобы обеспечить их наиболее эффективное применение.

Этот ресурс, находящийся в свободном доступе, начинает определять, как комбинации противораковых препаратов в конкретных молекулярных фонах работают вместе, с целью избежать резистентности, минимизировать токсичные побочные эффекты и найти новые методы лечения некоторых из самых трудноизлечимых видов рака.

Исследователи надеются, что другие ученые смогут использовать этот ресурс для содействия будущей клинической разработке комбинированных методов лечения. Это исследование расширяет Карту зависимости рака, цель которой - систематически выявлять уязвимые места в раковых клетках, чтобы стимулировать разработку новых методов лечения.1

В новой публикации Института Wellcome Sanger и соавторов исследователи сосредоточились на анализе уже клинически значимых препаратов. Используя систематическое тестирование комбинаций препаратов в сочетании с анализом генетической информации и методами мультиомики3 на клеточных линиях, исследователи создали новый ресурс для прогнозирования эффективных комбинаций лечения. Они также могут использовать молекулярную информацию для выявления биомаркеров, которые могут точно определить группы пациентов, получающих пользу от комбинаций лечения.

Чтобы продемонстрировать эффективность своего анализа в реальном мире, исследователи проверили комбинацию лекарств на мышах, используя клетки рака толстой кишки со специфической двойной мутацией. При этом сочетался препарат, уже используемый для лечения рака толстой кишки, с другим препаратом, находящимся в клинической разработке. Комбинация остановила рост опухоли у мышей, показав пользу от сочетания препаратов, находящихся в клинической разработке, с существующими химиотерапевтическими средствами.

Многие препараты безопасны, но сами по себе не показывают клинической эффективности. Этот анализ может помочь показать, как эти препараты можно комбинировать для достижения большей эффективности и какая группа пациентов потенциально может получить пользу, что ускорит разработку новых методов лечения.

"Возможность определить конкретные эффективные комбинации препаратов, которые действуют вместе против раковых клеток, может стать катализатором разработки новых методов лечения. Это помогает гарантировать, что больные раком, особенно трудно поддающимся лечению или резистентным раком, будут иметь новые варианты лечения, когда они в них нуждаются", - сказал доктор Патриция Яакс, соавтор первого исследования, ранее работавшая научным сотрудником Института Wellcome Sanger.

"Этот открытый ресурс использует углубленный генетический анализ, чтобы помочь понять, какие лекарства лучше всего работают вместе, и определить пациентов, которые могут получить наибольшую пользу. Помимо обнаруженных нами комбинаций, в данном исследовании использовано самое большое на сегодняшний день количество клеточных линий в такого рода исследованиях, что позволит в будущем выявить еще больше возможных комбинаций", - говорит доктор Элизабет Кокер,
соавтор первого исследования и бывший постдокторский научный сотрудник Института Сэнгера Wellcome, ныне работающий в компании Healx.