Обнаружены биомаркеры, которые потенциально могут предсказать преждевременные роды

Признак, обнаруженный в клетках щек матерей и отцов недоношенных детей, может помочь разработать тест для определения того, может ли беременность закончиться слишком рано. Такой тест может помочь предотвратить преждевременные роды и многочисленные последствия для здоровья младенцев, предупреждая медицинских работников о необходимости раннего вмешательства.

В исследовании, опубликованном 1 марта в журнале Scientific Reports, ученые зафиксировали более 100 эпигенетических биомаркеров у матерей недоношенных детей, которые отличались от матерей детей, выношенных до срока. У отцов биомаркеров было меньше, но достаточно, чтобы указать на вероятную отцовскую роль в преждевременных родах.

Эпигенетика - это молекулярные факторы и процессы вокруг ДНК, которые определяют поведение генов. Не зависящие от последовательности ДНК, эпигенетические изменения, которые могут быть вызваны такими факторами, как воздействие токсикантов, плохое питание и употребление алкоголя, могут также передаваться по наследству.

В данном исследовании ученые обнаружили, что недоношенные дети женского пола несли более 100 таких биомаркеров, что указывает на то, что склонность к рождению недоношенного ребенка может передаваться по наследству. По словам Скиннера, в пользу возможности передачи по наследству говорит и тот факт, что биомаркеры обнаруживаются в клетках щек. Если эпигенетическая модификация присутствует как в сперматозоиде, так и в яйцеклетке, то у будущего ребенка она будет присутствовать в каждой клетке тела, включая клетки щек.

Для этого исследования ученые взяли мазки со щек у двух групп триад мать-отец-ребенок вскоре после рождения детей. В одной группе из 19 триад дети родились недоношенными, а в другой группе из 21 триады - доношенными до срока. Эпигенетический анализ выявил сигнатуру у матерей, отцов и недоношенных детей женского пола, но не у недоношенных детей мужского пола.

Это исследование является "доказательством концепции", и исследователи отмечают, что следующим шагом будет проверка на большем количестве родителей и детей.

Рождение раньше 37 недель беременности может быть фатальным для младенцев, и многие из тех, кто выживает, сталкиваются с множеством проблем со здоровьем, некоторые из которых могут сопровождать их всю жизнь, включая когнитивные нарушения и сердечно-сосудистые проблемы.

Существует множество факторов риска, которые могут вызвать преждевременные роды, например, беременность двойней или многоплодная беременность, состояние повышенного кровяного давления, известное как преклампсия, но некоторые преждевременные роды являются неожиданными. По словам Скиннера, проведение диагностического теста в первом сроке беременности может позволить специалистам предпринять шаги по задержке или предотвращению преждевременных родов.

Лаборатория Скиннера ранее опубликовала исследования по другим потенциальным эпигенетическим биомаркерам, в том числе по аутизму и ревматоидному артриту, что открывает путь к более раннему лечению.

"Хотя мы, возможно, не сможем устранить проблему, но если мы знаем, что она будет развиваться благодаря этой диагностике, мы можем ее лечить", - сказал Скиннер. "Это может помочь перейти от реактивной медицины к превентивной".