Новые данные о клетках мозга открывают методы лечения неврологических заболеваний

Новое исследование может помочь ученым обнаружить незрелые клетки в центральной нервной системе, которые могут пролить свет на причины нейродегенеративных заболеваний, таких как рассеянный склероз и аутоиммунные заболевания, поражающие мозг и нервную систему, и позволить разработать более эффективные методы лечения.

В новом исследовании, опубликованном в журнале Cell Reports, ученые Ратгерса изучили клетки, известные как олигодендроциты, в головном и спинном мозге, которые производят миелин, защищающий нервные клетки и обеспечивающий их нормальную работу.

Ученые обнаружили, что клетки олигодендроцитов в головном мозге отличаются от олигодендроцитов в спинном мозге фундаментальным образом - их метаболические процессы, основные химические реакции, которые приводят их в действие, совершенно разные.

"Под микроскопом клетки выглядят одинаково, поэтому все считали, что они одинаковые", - говорит Тереза Вуд, заслуженный профессор и заведующая кафедрой рассеянного склероза Рена Уоршоу, возглавлявшая группу исследователей из Ратгерса. "Мы углубились, чтобы посмотреть, что делают клетки с биохимической и молекулярно-биологической точки зрения. И мы обнаружили, что они определенно отличаются друг от друга".

Это может помочь исследователям найти способы усиления, защиты или восстановления выработки миелина в зависимости от типов клеток, на которые они направлены, сказал Вуд, который преподает и проводит исследования на кафедре фармакологии, физиологии и нейронаук в Медицинской школе Ратгерс Нью-Джерси.

Визуализация мозга у людей с рассеянным склерозом часто показывает поражения - аномалии в миелиновой оболочке - в головном или спинном мозге. В этих случаях миелин в этих областях исчезает, и олигодендроциты там также отмирают. Потеря миелина приводит к нарушениям во всем - от зрения до мышечного контроля. Потеря миелина также видна на снимках мозга пациентов с болезнью Альцгеймера, аутизмом и шизофренией, но причины этого явления не вполне понятны, говорит Вуд.

Одна из надежд на лечение заключается в обнаружении незрелых клеток, расположенных по всей центральной нервной системе, которые созревают в олигодендроциты для создания миелина и восстановления повреждений. Исследования характеристик олигодендроцитов, по словам Вуда, играют центральную роль в этом начинании.

"Понимание механизмов, регулирующих производство миелина, позволит нам разработать более эффективные методы лечения нейродегенеративных заболеваний и восстановления после травм", - сказал Вуд, который также является членом Программы метаболизма и роста раковых клеток в Ратгерском онкологическом институте Нью-Джерси.

В целом, исследовательская группа сделала три ключевых вывода:

- Холестерин, строительный блок миелина, производится олигодендроцитами в спинном мозге с большей эффективностью и в большем объеме, чем олигодендроцитами в головном мозге. Понимание того, как и где производится строительный блок миелина, может помочь исследователям в поисках способов предотвратить разрушение миелина или способствовать его восстановлению в определенных областях.

- Для производства холестерина в олигодендроцитах необходим клеточный белок, известный как mTOR (сокращение от: mechanistic target of rapamycin). Распознав этот белок, исследователи смогут направить его на усиление выработки холестерина и миелина.

- Клеточный белок mTOR также имеет решающее значение для поддержания уже сформированных структур миелина в центральной нервной системе.