Выявлена ключевая мишень для ВИЧ-инфекции

Ученые из Монреаля и Лондона определили ключевую роль транскрипционного фактора RORC2 в ВИЧ-инфекции: молекула прикрепляется к частям генома вируса, но не препятствует его репликации.

Ученые под руководством Петронелы Анкута из исследовательского центра CRCHUM при Монреальском университете и Ариберто Фассати из Университетского колледжа Лондона опубликовали свои результаты сегодня в журнале PNAS.

Во время инфекции ВИЧ прячется в иммунных клетках, называемых CD4+ Т-клетками, которые укрывают его и позволяют ему продолжать размножаться.

Среди CD4+ Т-клеток, клетки Th17, ответственные за защиту и охрану целостности слизистых оболочек, особенно попустительски относятся к тому, чтобы позволить вирусу реплицироваться, фактически участвуя в его сохранении. До сих пор не существовало объяснения этому феномену.

"Наши результаты показывают, что RORC2, молекула, регулирующая иммунную функцию Th17 клеток, способствует экспрессии вируса в этих клетках, связываясь с определенным регионом вирусного генома", - объяснил Анкута, профессор медицины в UdeM.

"В лаборатории нам удалось подавить его действие с помощью небольших фармакологических молекул, - сказала она. Таким образом, мы смогли предотвратить репликацию вируса в CD4+ Т-клетках здоровых людей. В том же типе клеток, на этот раз от участников с ВИЧ, получающих антиретровирусную терапию, нам удалось ограничить размножение вируса"

Это доказательство концепции, совершенно новое в данной области исследований, предполагает, что вирус может даже использовать RORC2 для обеспечения своего выживания у людей с ВИЧ.

Докторант Томас Рауль Виче Салинас, член команды Анкуты, и постдокторский исследователь Ювэй Чжан, который проходил обучение в лаборатории Анкуты, являются двумя соавторами исследования. Исследовательская группа CRCHUM также тесно сотрудничала с группой доктора Жан-Пьера Рути из Центра здоровья Университета Макгилла.

В предыдущей работе группа Анкута показала, что клетки Th17 являются одной из первых мишеней ВИЧ-инфекции. В борьбе иммунной системы эти клетки становятся одними из первых жертв ВИЧ. Их гибель приводит к нарушению целостности слизистого барьера кишечника и системному воспалению.

Что касается выживших клеток Th17, то они способствуют сохранению резервуара ВИЧ, позволяя вирусу реплицироваться. Это то, что известно как остаточная вирусная транскрипция - хроническое воспаление, приводящее к осложнениям, не связанным напрямую со СПИДом, у пациентов, получающих противовирусное лечение. Сердечно-сосудистые заболевания являются примером возможных осложнений.

"Наша цель - ограничить остаточную вирусную транскрипцию в клетках Th17", - говорит Анкута. "В настоящее время нашей приоритетной задачей является проверка противовирусного действия ингибиторов RORC2 в доклинической модели"