Появились результаты исследования, связанного с изучением заболеваний, связанных с витамином В12

Группа исследователей из Медицинского колледжа Бэйлора и сотрудничающих с ним учреждений пролила новый свет на сложность заболеваний, связанных с витамином В12. Ученые изучили два редких наследственных заболевания, связанных с витамином B12, которые затрагивают один и тот же ген, но клинически отличаются от наиболее распространенного генетического заболевания, связанного с витамином B12.

Эта работа позволила предположить, что в дополнение к гену, пораженному при распространенном заболевании витамина B12, были поражены и другие гены, что создает более сложный синдром. В данном исследовании был проведен поиск этих генов и их функций.

Работая с моделями мышей, команда обнаружила, что гены, вовлеченные в более сложные формы заболевания, не только вызывают ожидаемую типичную болезнь витамина В12, но и влияют на генерацию рибосом, белковых механизмов клетки. Результаты исследования, опубликованные в журнале Nature Communications, подтверждают необходимость пересмотра методов лечения таких пациентов в будущем и имеют значение для генетического консультирования.

"Витамин B12, или кобаламин, является диетическим питательным веществом, необходимым для нормального развития и здоровья человека, и содержится в продуктах животного происхождения, но не в овощах. Мутации в генах, кодирующих белки, ответственные за метаболические процессы с участием витамина B12, приводят к редким врожденным ошибкам метаболизма кобаламина у человека", - сказал соавтор исследования доктор Росс А. Поче, доцент кафедры молекулярной физиологии и биофизики в Бэйлоре.

Пациенты с наиболее распространенным наследственным заболеванием витамина B12, называемым cblC, страдают от мультисистемного заболевания, которое может включать внутриутробное ограничение роста, гидроцефалию (скопление жидкости в полостях мозга), тяжелые когнитивные нарушения, трудноизлечимую эпилепсию, дегенерацию сетчатки, анемию и врожденные пороки сердца. Предыдущие работы показали, что мутации в гене MMACHC вызывают болезнь cblC.

Также было известно, что у некоторых пациентов с сочетанием типичных и нетипичных признаков cblC мутации происходят не в гене MMACHC, а в генах, кодирующих белки RONIN (также известный как THAP11) и HCFC1. В результате изменения в этих белках приводят к снижению экспрессии гена MMACHC и более сложному cblC-подобному заболеванию.

В данном исследовании Поче и его коллеги искали другие гены, на которые также могут влиять мутации генов HCFC1 и RONIN.

"Мы создали модели мышей, несущие точно такие же мутации в генах HCFC1 и RONIN, которые есть у пациентов с cblC-подобным заболеванием, и записали характеристики животных", - сказал Поче. "Мы подтвердили, что у них наблюдался кобаламиновый синдром, как и ожидалось, но в дополнение к этому мы обнаружили у них дефекты рибосомы. Это первый случай, когда гены HCFC1 и RONIN были идентифицированы как регуляторы биогенеза рибосом во время развития"

Исследователи показывают, что это cblC-подобное заболевание, влияющее на функцию белков RONIN и HCFC1, представляет собой гибридный синдром, поскольку является одновременно нарушением кобаламина и заболеванием рибосом, или рибосомопатией.

Полученные результаты имеют потенциальное терапевтическое значение. "Некоторые пациенты с cblC-подобным синдромом могут в какой-то степени реагировать на добавки кобаламина, но мы предполагаем, что это не поможет при проблемах, связанных с дефектами рибосом", - сказал Поче, сотрудник Всестороннего онкологического центра имени Дэна Л. Дункана.

Одним из шагов к разработке эффективных методов лечения рибосомопатии является лучшее понимание того, в чем заключаются дефекты рибосом. "Мы планируем функционально охарактеризовать измененные рибосомы на молекулярном уровне, чтобы определить, как нарушена их функция", - сказал Поче.

"В этом исследовании есть много интересных аспектов, от клинических последствий до фундаментальной науки. Красота заключается в том, как работа на пациентах симбиотична с работой на мышиной модели и как каждая система информирует другую", - сказал соавтор доктор Дэвид С. Розенблатт, профессор кафедры генетики человека, медицины, педиатрии и биологии Университета Макгилла и старший научный сотрудник Научно-исследовательского института Центра здоровья Университета Макгилла.