Открыта новая иммунотерапия лейкемии

Исследователи из Каролинского института, Университета Осло и Университетской больницы Осло разработали новый вид иммунотерапии лейкемии. Результаты исследования, опубликованные в журнале Nature Biotechnology, показывают, что терапия убивает раковые клетки у пациентов с острым лимфобластным лейкозом. Теперь исследователи хотят провести клиническое исследование, а также проверить метод на других видах рака.

Острый лимфобластный лейкоз - наиболее распространенная форма детского лейкоза, поражающая примерно 70 детей в год в Швеции. Заболевание характеризуется нерегулируемым ростом незрелых белых кровяных клеток, важнейшего компонента иммунной системы, в костном мозге и подавлением других здоровых клеток крови.

Это заболевание обычно лечится химиотерапией или, в тяжелых случаях, трансплантацией костного мозга или иммунотерапией, включающей генетическую модификацию собственных Т-клеток пациента, чтобы заставить их атаковать другой тип белых кровяных клеток, называемых В-клетками.

Однако терапия, известная как CAR-T по названию генетически модифицированного рецептора, действует только на пациентов с В-клеточным лейкозом, но не на пациентов с Т-клеточным лейкозом, который поражает примерно 15-20 процентов пациентов с острым лимфобластным лейкозом. Могут возникнуть побочные эффекты, поскольку здоровые В-клетки также могут быть поражены.

Ученые из Каролинского института, Университета Осло и Университетской больницы Осло обнаружили другой способ перепрограммировать Т-клетки таким образом, чтобы они связывались с мишенью, экспрессированной внутри раковых клеток, а не на их поверхности.

Новая иммунотерапия направлена на фермент терминальную дезоксинуклеотидилтрансферазу (TdT), который экспрессируется как в Т-, так и в В-клетках лейкемии, но только на мгновение во время раннего развития здоровых Т- и В-клеток. Это означает, что терапия способна сохранить здоровые Т- и В-клетки, уничтожая при этом лейкозные клетки как В-, так и Т-клеточного типа.

На сегодняшний день метод, разработанный профессором Йоханной Ольвеус из Университета Осло, был протестирован на мышах с В-клеточным лейкозом и на образцах клеток пациентов с острым лимфобластным лейкозом обоих типов клеток.

Петтер С. Волл, научный сотрудник медицинского факультета, Худдинге, Каролинский институт, который вместе с профессором Стеном Эйриком Якобсеном, докторантами Мадлен Лехандер и Стиной Вирдинг Каллетон, постдоком Стефанией Мацци и научным ассистентом Эми Хиллен проверил эффективность и безопасность метода на мышах, которым были пересажены лейкозные клетки от пациентов.

"Наши результаты показывают, что генетически модифицированные Т-клетки, оснащенные TdT-специфическими рецепторами, способны находить и уничтожать лейкозные клетки, распределенные в различных органах у мышей с В-клеточным лейкозом и в образцах клеток пациентов с В- и Т-клеточным лейкозом"

"Мы также не увидели никакого негативного влияния на здоровые В- и Т-клетки или на развитие новых клеток крови, что говорит о том, что лечение может быть безопасным", - добавляет Петтер С. Волль.

Сейчас команда из Осло планирует клинические испытания для тестирования терапии на пациентах с острым лимфобластным лейкозом, у которых нет терапевтических альтернатив. Исследователи из Осло и Каролинского института также планируют провести лабораторные исследования и исследования на животных, чтобы проверить метод на других видах рака.

Исследование финансировалось грантами от нескольких организаций, включая Фонд Кнута и Алисы Валленберг, Фонд Тобиаса, Шведский исследовательский совет и многочисленные исследовательские фонды Норвегии. Некоторые из норвежских авторов исследования сообщили о конфликте интересов, который подробно описан в научной статье.