Удалось раскрыть структуру ВИЧ, что может помочь в разработке вакцины

Представители Университета Вашингтона и Исследовательского института Скриппса выявили новые данные о вирусе ВИЧ, способные помочь в проектировании и разработке вакцины, способной защитить от СПИДа. Еще одним важным событием стало то, что ученые пролили новый свет на гликановые щиты - сахара на белках, которые могут скрывать их от иммунной системы организма.

"Мы рассматриваем вирусную частицу целиком и то, как этот белок на поверхности связан с остальным вирусом", - сказал ведущий автор Келли Ли, доцент кафедры медицинской химии в Школе фармацевтики UW. "А глядя на неповрежденную структуру вируса, мы можем увидеть, как проявляются различные грани этого "лица вируса" и как они будут распознаны иммунной системой или скрыты от нее".

Этот неповрежденный вид вируса также позволил ученым получить новое представление о расположении белка шипа оболочки на поверхности относительно внутренней структуры белка, называемой решеткой Gag.

"Это открытие опрокидывает предыдущие модели того, как собираются части вирусов, и помогает сосредоточить наше внимание на том, где, скорее всего, находится стыковочное взаимодействие этих двух белков", - сказал Ли. "Текущее исследование дает возможность лучше понимать устройство ВИЧ, поэтому эти данные сложно переоценить для науки"

Именно эта находка стала основанием для названия статьи - "Крио-ЭТ Env на интактных вирионах ВИЧ выявляет структурные вариации и расположение на решетке Gag", опубликованной 4 февраля в журнале Cell. Еще одно открытие, которое ранее не наблюдалось, отметили ученые, заключается в том, что "ножка", поддерживающая белки оболочки, является гибкой и может наклоняться, создавая как возможности, так и проблемы для нейтрализующих антител иммунной системы, которые защищают клетки от инфекции.

"Структурная биология определяла разработку вакцин против ВИЧ, поэтому по мере того, как мы все лучше и лучше понимаем, на что именно мы нацелены, это вдохновляет на инновации и может привести к улучшению вакцин", - сказал соавтор исследования Майкл Цвик, доцент кафедры иммунологии и микробиологии Исследовательского института Скриппса.

Оболочка ВИЧ представляет собой особенно сложную мишень для разработки вакцины, добавил Цвик, поскольку вирус имеет так мало шипов и маскирует их молекулами сахара, чтобы избежать нашей иммунной системы.

"Все эти особенности увеличивают динамическую изменчивость, которую белок шипиков ВИЧ представляет иммунной системе", - говорит Ли, который также руководит лабораторией UW, изучающей структуру и динамику вируса. "Это то, с чем люди, занимающиеся разработкой вакцин против ВИЧ, сталкивались с самого начала - этот вирус мутирует и изменяет себя астрономически быстро. Каждый раз, когда он заражает отдельного человека, в итоге вы получаете буквально тысячи различных вариантов в пределах одного человека, а если посмотреть на популяции, то это умножается еще больше".