Влияние игр на развитие детей

В видеоигры человечество «режется» уже несколько десятков лет. Сегодня компьютер, планшет или телефон есть в каждой семье, и редкий ребенок обходит цифровые игры стороной. Мнения о том, насколько это хорошо для них, сильно разнятся. Одни (в основном папы, которые детство провели с приставкой) считают, что игры безвредны, позволяют выбросить накопившийся негатив, развить полезные навыки. Другие (по большей части мамы) считают игры вредными для осанки, зрения, психики ребенка.

Ученые занимаются вопросом эффектов видеоигр на организм с 90-х годов прошлого века и заметно продвинулись с тех пор. Накопилось и много данных. Уже в 2010 году дети проводили за видеоиграми на 400% больше времени, чем в 1999. Что уже говорить о современном положении дел, когда в школах приходится отбирать телефоны, чтобы дети хоть какое-то внимание обратили на преподавателей.
Но и игры за последние годы очень изменились. Они стали разнообразнее, сложнее, реалистичнее. Появились обучающие, развивающие, «серьезные» игры (различные симуляторы), даже терапевтические (в основном, для больных деменцией). Поэтому если ранние научные работы в основном регистрировали вред, исследования, проводимые после 2010 года, не так однозначны и фиксируют как плюсы, так и минусы для детского здоровья и развития. Каких эффектов больше, и как они зависят от характера игры, давайте разбираться. Начнем, оптимистично, с плюсов.

Положительные эффекты видеоигр

Позитивные эмоции от видеоигр

Игра была и остается одним из самых эффективных способов получения позитивных эмоций. Любимая видеоигра всегда улучшает настроение. Даже одного предвкушения достаточно, чтобы ребенок весь день оставался в приподнятом состоянии духа, зная, что вечером его ждет игра. А головоломки не только улучшают настроение, но способствуют расслаблению и снижению нервозности. Правда, головоломки обычно непродолжительны по времени, а как влияет на настроение в реальной жизни продолжительные игры, пока не ясно. И хотя позитивные эмоции определенно приносят пользу как качеству жизни, так и здоровью, тем не менее, если игры становятся способом избегания реальных проблем, это, как любой уход от реальности, является тревожным звоночком.

Когнитивные способности в результате игры

Да, игры тренируют мышление. В отличие от просмотра телевизора здесь нужно думать над каждым своим ходом или решением, фокусировать внимание, анализировать свои ошибки и делать из них выводы, постоянно делать выбор наиболее эффективного инструмента, орудия, пути, выполнять несколько действий одновременно, держать в уме большой объем информации и применять ту, которая пригодится в данной ситуации наилучшим образом. То есть игры тренируют такие способности и навыки, как внимание, память, сосредоточение, способность к многозадачности и др. Все это составные части интеллекта. Стратегии, как например World of Warcraft, развивают навык решения задач. Специальные симуляторы тренируют реакцию и правильное поведение в сложных и экстремальных ситуациях. При этом, как выяснили исследования, жестокие игры тоже могут иметь положительный эффект на умственные способности. Например, игры в жанре «шутер от первого лица» развивают пространственное мышление, улучшают распределение внимания, тренируют навык мысленного вращения. Эти способности очень кстати в таких областях, как естественные и технические науки, инженерия и т.п.

Творческие способности

Одно исследование на 12-летних подростках показало, что есть положительная корреляция между видеоиграми и креативностью ребенка. Причем результат никак не зависел от жанра игры. Использование детьми других технологий (компьютера, телефона, интернета) не приводило к подобным эффектам. Правда, это исследование не отвечает на вопрос, что первично: видеоигры развивают творческие способности или творческие дети любят играть в видеоигры.

Целеустремленность и настойчивость

В играх поощряется настойчивость, а неудачи вызывают в игроках радостное возбуждение и интерес, а не гнев и разочарование (хотя и такие эмоции время от времени накатывают в процессе игры). Дети сильно мотивированы вернуться к заданию и все-таки его выполнить, и при этом они часто весьма оптимистичны по поводу достижения своих целей. Насколько это экстраполируется в реальную жизнь, пока не ясно, но, по-видимому, игры учат не унывать из-за неудач, а пробовать снова и снова.

Кооперация и просоциальное поведение

Большинство геймеров играют не в одиночку, а со своими реальными или виртуальными друзьями. В играх, которые поощряют сотрудничество (а не конкуренцию), у детей формируются просоциальные навыки, ведь нужно уметь помогать и договариваться, быстро принимать решения о том, кому доверять в своем игровом сообществе, как лучше руководить группой. Причем эффекты могут быть весьма долгосрочными. И как ни странно, но жестокие игры, поощряющие кооперацию, могут оказывать схожее влияние. А если ребенок играет вместе со своими взрослыми родственниками, то это значительно укрепляет их взаимоотношения.

Успехи в школе

Этот положительный эффект оказывают обучающие игры и симуляции (научные, исторические, общие), которые помогают ребенку пополнять свои знания и оттачивать умения. Успехам в школе содействуют и навыки, полученные благодаря играм других, упомянутых выше, жанров. Пространственное мышление, креативность, целеустремленность, сотрудничество – все это очень полезные для учебы способности.

Отрицательные эффекты видеоигр

Повышенная агрессивность и жестокость

Это результат жестоких игр, особенно поощряющих конкуренцию. И если еще в 1999 году у ученых были сомнения по поводу того, что является причиной, а что следствием (жестокие игры делают детей чрезмерно агрессивными или агрессивные дети выбирают жестокие игры), то исследования 2008 года показали, что это игры, побуждающие к насилию, порождают агрессию, причем эффект может длиться в течение нескольких месяцев после игры. Причин несколько. Во-первых, дети учатся подражанием. И если они регулярно видят насилие, то оно становится нормой поведения. Во-вторых, жестокие игры вознаграждают насильственные действия, дают «пряник» за убийство и «кнут» за проявленное милосердие. Это закрепляет определенные паттерны поведения. Причем закрепление происходит в том возрасте, когда мозг максимально настроен на обучение, на формирование («впечатывание», как говорят биологи) основ поведения и в дальнейшем такие основы очень трудно изменить. Плюс, происходит десенсибилизация – потеря чувствительности к жестокости. Насильственные действия перестают пугать, а страдания, вызванные ими, не вызывают сочувствия.

Этот эффект – один из немногих, имеющих корреляцию с полом. Но только потому, что девочки реже играют и чаще выбирают интеллектуальные и образовательные игры, в то время как мальчики выбирают игры жестокие. Такой выбор мальчиков обусловлен совсем не их интересом к насилию, а тем, что им нравится хорошая графика и захватывающий сюжет, что, к сожалению, встречается в жестоких играх чаще, чем в головоломках. Эффекты же жестоких игр одинаково проявляются как в девочках, так и в мальчиках.

Нарушение психики

Агрессивность и жестокость – это одни из основных причин нарушения психики у детей. И жестокие игры, особенно в раннем детском возрасте, вполне могут иметь такой плачевный результат.

Плохое поведение

Плохое поведение часто является следствием чрезмерной агрессии и жестокости. Такие дети не испытывают эмпатии по отношению к чувствам других людей, грубы со сверстниками, родственниками, преподавателями, менее склонны помогать кому бы то ни было в реальной жизни.

Социальная изоляция

Игры могут приводить к депрессии, что, в свою очередь, может сделать из ребенка отшельника. А агрессивное поведение по отношению к своим сверстникам делает его изгоем. Зависимость от игр приводит к тому, что ребенок предпочитает проводить все свое время в играх, а не с друзьями или семьей. Особенно к таким эффектам приводят игры, которые поощряют конкуренцию и соперничество. Проводя мало времени в обществе, ребенок пропускает важные «уроки» социального поведения, не усваивает мораль, принятую в его среде, что еще больше способствует изоляции, в том числе и во взрослом возрасте.

Плохая успеваемость в школе

Это еще один результат жестоких игр, а также большого количества времени, потраченного на игру. Во-первых, происходит замещение, когда вместо уроков, книг, интеллектуальных бесед и всего того, что может увеличить знания и кругозор, ребенок играет. Во-вторых, плохое поведение в школе, грубость учителям, конфликты с одноклассниками не способствуют успеваемости. Все это усугубляется с возникновением зависимости от игр.

Проблемы опорно-двигательного аппарата

Здесь опять же работает замещение. Вместо подвижных игр на свежем воздухе ребенок сидит в одной позе в помещении. К тому же увлеченные сюжетом игры дети склонны «зависать» в неудобной или просто одной и той же позе на длительный период времени. Это касается и игр на планшете, которыми часто заняты малыши. Во время игры голова, корпус и плечи развивающегося организма находятся не в самом лучшем для осанки и здоровья позвоночника положении.

Выводы по влиянию игр на детей

Как видно, видеоигры могут оказывать положительное влияние на развитие ребенка, вырабатывать и тренировать полезные способности и умения. В то же время они могут приводить к отрицательным и даже социально опасным последствиям. Правда у отрицательных эффектов видеоигр всего две основные причины: жестокость и продолжительность. То есть все зависит от характера и жанра игры, от количества времени, потраченного на нее. Стратегии, головоломки, приключения, обучающие игры, симуляторы полезных навыков предпочтительнее. Они не должны пропагандировать насилия и желательно, чтобы в них поощрялось сотрудничество.

Но дети не умеют самостоятельно выбирать лучшую для себя игру, так как их привлекает «убойная» графика, а не потенциальная польза. И они не умеют самостоятельно ограничивать себя во времени, так как этот навык развивается лишь с возрастом. Поэтому только от родителей зависит, получат их дети от игр пользу или вред. Родительский контроль над содержанием игр и тем, сколько времени на это нужно уделять, критичен для становления личности ребенка. А если родители еще и участвуют в играх вместе с детьми, то это улучшает взаимоотношения и климат в семье.
Сейчас читают новости общества
Статьи на тему
Комментарии
Добавить
  • aggressiveair_kissangelbadbbbeach
    beeebiggrinbig_bossblumblum3blushboast
    bombboredombubabuba_phonebyeclappingcray
    crazycurtseydance2dance4dash1diablodirol
    downloaddrinksfeministfirst_moveflirtfriendsgamer1
    girl_blumgirl_cray2girl_devilgirl_drink1girl_hahagirl_hospitalgirl_witch
    give_heartgive_rosegoodhang1hearthelphi
    hunterireful1kingkisslaugh1lazylol
    mail1musicnegativenew_russianokpadonakpopcorm1
    prevedrtfmrussian_rusarcasticshoksmiletraining1
    vampirewink2
  1. Антон
    Антон
    20 ноября 2021 19:35
    Большинство игр влияеть на ребёнка негативно,по взросломк это выглядеть примерно так как азартный игрок ждёт от своей любимой команды либо победы либо много мячей как на футболе а тот в свою очередь прочто проигрывает 1-0 то то вроде ого какие эмоции просто отвратительные и злобные,так вот и на ребёнка игры влияет почти так же лучше их перенаправлять на позитив ну например занятся спортом,скажем брейкдансом где вся энергия уйдёт туда да и позитив
  2. Гость Алексей
    Гость Алексей
    20 ноября 2021 22:08
    Если речь идет про видео игры в интернете то тут нужно сразу понять во что играет ваш ребенок ведь игры бывают разные. Есть игры развивающие и обучающие, есть по ускоренному и облегченному изучению языков, есть такие что они можно сказать что добрые. В такие игры можно играть. Но есть и такие что одним словом сказать сносит голову и мозги и разрушается нервная система.
  3. Паша
    Паша
    21 ноября 2021 08:04
    Прочитав данную статью многое для себя узнал, от игр есть как польза от них, так и вред как и везде.
  4. Lara Bravo
    Lara Bravo
    21 ноября 2021 12:01
    Все должно быть в меру, игры лучше подвижные и развивающие, а компьютера в нашей жизни и так хватает, девочки пускай лучше вяжут.
  5. Олег
    Олег
    21 ноября 2021 14:22
    Всегда негативно отношусь к играм особенно если в него играють дети.Влияет и на мозги и на нервы и на психику,но и не отрицаю что дети должны вникнуть и интегрировать со всеми другими детьми Европы и в целом мира
  6. Дмитрий
    Дмитрий
    22 ноября 2021 14:27
    На мой взгляд игры развивают мышление и причем довольно таки неплохо. Даже ученые доказали. Но и игры лучше подбирать более логические для гибкости ума.

    Игры довольно таки неплохо влияют на мышление детей, особенно логические и стратегические такие игры развивают бес сомнения гибкость ума в коласальных масштабах что сказывается положительно.
  7. Лена
    Лена
    22 ноября 2021 17:13
    Ребята кто смотрит часто ролики про игры в ютубе тот поймет сразу как игры влияют на детей и молодежь. Особенно если посмотреть стримы в прямом эфире. Просто становится страшно смотря на детей и молодых людей и на их поведение. Нервная система просто уничтожена играми и интернетом.