Влияние игр на развитие детей
СОДЕРЖАНИЕ:
В видеоигры человечество «режется» уже несколько десятков лет. Сегодня компьютер, планшет или телефон есть в каждой семье, и редкий ребенок обходит цифровые игры стороной. Мнения о том, насколько это хорошо для них, сильно разнятся. Одни (в основном папы, которые детство провели с приставкой) считают, что игры безвредны, позволяют выбросить накопившийся негатив, развить полезные навыки. Другие (по большей части мамы) считают игры вредными для осанки, зрения, психики ребенка.
Ученые занимаются вопросом эффектов видеоигр на организм с 90-х годов прошлого века и заметно продвинулись с тех пор. Накопилось и много данных. Уже в 2010 году дети проводили за видеоиграми на 400% больше времени, чем в 1999. Что уже говорить о современном положении дел, когда в школах приходится отбирать телефоны, чтобы дети хоть какое-то внимание обратили на преподавателей.
Но и игры за последние годы очень изменились. Они стали разнообразнее, сложнее, реалистичнее. Появились обучающие, развивающие, «серьезные» игры (различные симуляторы), даже терапевтические (в основном, для больных деменцией). Поэтому если ранние научные работы в основном регистрировали вред, исследования, проводимые после 2010 года, не так однозначны и фиксируют как плюсы, так и минусы для детского здоровья и развития. Каких эффектов больше, и как они зависят от характера игры, давайте разбираться. Начнем, оптимистично, с плюсов.
Этот эффект – один из немногих, имеющих корреляцию с полом. Но только потому, что девочки реже играют и чаще выбирают интеллектуальные и образовательные игры, в то время как мальчики выбирают игры жестокие. Такой выбор мальчиков обусловлен совсем не их интересом к насилию, а тем, что им нравится хорошая графика и захватывающий сюжет, что, к сожалению, встречается в жестоких играх чаще, чем в головоломках. Эффекты же жестоких игр одинаково проявляются как в девочках, так и в мальчиках.
Но дети не умеют самостоятельно выбирать лучшую для себя игру, так как их привлекает «убойная» графика, а не потенциальная польза. И они не умеют самостоятельно ограничивать себя во времени, так как этот навык развивается лишь с возрастом. Поэтому только от родителей зависит, получат их дети от игр пользу или вред. Родительский контроль над содержанием игр и тем, сколько времени на это нужно уделять, критичен для становления личности ребенка. А если родители еще и участвуют в играх вместе с детьми, то это улучшает взаимоотношения и климат в семье.
Ученые занимаются вопросом эффектов видеоигр на организм с 90-х годов прошлого века и заметно продвинулись с тех пор. Накопилось и много данных. Уже в 2010 году дети проводили за видеоиграми на 400% больше времени, чем в 1999. Что уже говорить о современном положении дел, когда в школах приходится отбирать телефоны, чтобы дети хоть какое-то внимание обратили на преподавателей.
Но и игры за последние годы очень изменились. Они стали разнообразнее, сложнее, реалистичнее. Появились обучающие, развивающие, «серьезные» игры (различные симуляторы), даже терапевтические (в основном, для больных деменцией). Поэтому если ранние научные работы в основном регистрировали вред, исследования, проводимые после 2010 года, не так однозначны и фиксируют как плюсы, так и минусы для детского здоровья и развития. Каких эффектов больше, и как они зависят от характера игры, давайте разбираться. Начнем, оптимистично, с плюсов.
↑ Положительные эффекты видеоигр
↑ Позитивные эмоции от видеоигр
Игра была и остается одним из самых эффективных способов получения позитивных эмоций. Любимая видеоигра всегда улучшает настроение. Даже одного предвкушения достаточно, чтобы ребенок весь день оставался в приподнятом состоянии духа, зная, что вечером его ждет игра. А головоломки не только улучшают настроение, но способствуют расслаблению и снижению нервозности. Правда, головоломки обычно непродолжительны по времени, а как влияет на настроение в реальной жизни продолжительные игры, пока не ясно. И хотя позитивные эмоции определенно приносят пользу как качеству жизни, так и здоровью, тем не менее, если игры становятся способом избегания реальных проблем, это, как любой уход от реальности, является тревожным звоночком.↑ Когнитивные способности в результате игры
Да, игры тренируют мышление. В отличие от просмотра телевизора здесь нужно думать над каждым своим ходом или решением, фокусировать внимание, анализировать свои ошибки и делать из них выводы, постоянно делать выбор наиболее эффективного инструмента, орудия, пути, выполнять несколько действий одновременно, держать в уме большой объем информации и применять ту, которая пригодится в данной ситуации наилучшим образом. То есть игры тренируют такие способности и навыки, как внимание, память, сосредоточение, способность к многозадачности и др. Все это составные части интеллекта. Стратегии, как например World of Warcraft, развивают навык решения задач. Специальные симуляторы тренируют реакцию и правильное поведение в сложных и экстремальных ситуациях. При этом, как выяснили исследования, жестокие игры тоже могут иметь положительный эффект на умственные способности. Например, игры в жанре «шутер от первого лица» развивают пространственное мышление, улучшают распределение внимания, тренируют навык мысленного вращения. Эти способности очень кстати в таких областях, как естественные и технические науки, инженерия и т.п.↑ Творческие способности
Одно исследование на 12-летних подростках показало, что есть положительная корреляция между видеоиграми и креативностью ребенка. Причем результат никак не зависел от жанра игры. Использование детьми других технологий (компьютера, телефона, интернета) не приводило к подобным эффектам. Правда, это исследование не отвечает на вопрос, что первично: видеоигры развивают творческие способности или творческие дети любят играть в видеоигры.↑ Целеустремленность и настойчивость
В играх поощряется настойчивость, а неудачи вызывают в игроках радостное возбуждение и интерес, а не гнев и разочарование (хотя и такие эмоции время от времени накатывают в процессе игры). Дети сильно мотивированы вернуться к заданию и все-таки его выполнить, и при этом они часто весьма оптимистичны по поводу достижения своих целей. Насколько это экстраполируется в реальную жизнь, пока не ясно, но, по-видимому, игры учат не унывать из-за неудач, а пробовать снова и снова.↑ Кооперация и просоциальное поведение
Большинство геймеров играют не в одиночку, а со своими реальными или виртуальными друзьями. В играх, которые поощряют сотрудничество (а не конкуренцию), у детей формируются просоциальные навыки, ведь нужно уметь помогать и договариваться, быстро принимать решения о том, кому доверять в своем игровом сообществе, как лучше руководить группой. Причем эффекты могут быть весьма долгосрочными. И как ни странно, но жестокие игры, поощряющие кооперацию, могут оказывать схожее влияние. А если ребенок играет вместе со своими взрослыми родственниками, то это значительно укрепляет их взаимоотношения.↑ Успехи в школе
Этот положительный эффект оказывают обучающие игры и симуляции (научные, исторические, общие), которые помогают ребенку пополнять свои знания и оттачивать умения. Успехам в школе содействуют и навыки, полученные благодаря играм других, упомянутых выше, жанров. Пространственное мышление, креативность, целеустремленность, сотрудничество – все это очень полезные для учебы способности.↑ Отрицательные эффекты видеоигр
↑ Повышенная агрессивность и жестокость
Это результат жестоких игр, особенно поощряющих конкуренцию. И если еще в 1999 году у ученых были сомнения по поводу того, что является причиной, а что следствием (жестокие игры делают детей чрезмерно агрессивными или агрессивные дети выбирают жестокие игры), то исследования 2008 года показали, что это игры, побуждающие к насилию, порождают агрессию, причем эффект может длиться в течение нескольких месяцев после игры. Причин несколько. Во-первых, дети учатся подражанием. И если они регулярно видят насилие, то оно становится нормой поведения. Во-вторых, жестокие игры вознаграждают насильственные действия, дают «пряник» за убийство и «кнут» за проявленное милосердие. Это закрепляет определенные паттерны поведения. Причем закрепление происходит в том возрасте, когда мозг максимально настроен на обучение, на формирование («впечатывание», как говорят биологи) основ поведения и в дальнейшем такие основы очень трудно изменить. Плюс, происходит десенсибилизация – потеря чувствительности к жестокости. Насильственные действия перестают пугать, а страдания, вызванные ими, не вызывают сочувствия.Этот эффект – один из немногих, имеющих корреляцию с полом. Но только потому, что девочки реже играют и чаще выбирают интеллектуальные и образовательные игры, в то время как мальчики выбирают игры жестокие. Такой выбор мальчиков обусловлен совсем не их интересом к насилию, а тем, что им нравится хорошая графика и захватывающий сюжет, что, к сожалению, встречается в жестоких играх чаще, чем в головоломках. Эффекты же жестоких игр одинаково проявляются как в девочках, так и в мальчиках.
↑ Нарушение психики
Агрессивность и жестокость – это одни из основных причин нарушения психики у детей. И жестокие игры, особенно в раннем детском возрасте, вполне могут иметь такой плачевный результат.↑ Плохое поведение
Плохое поведение часто является следствием чрезмерной агрессии и жестокости. Такие дети не испытывают эмпатии по отношению к чувствам других людей, грубы со сверстниками, родственниками, преподавателями, менее склонны помогать кому бы то ни было в реальной жизни.↑ Социальная изоляция
Игры могут приводить к депрессии, что, в свою очередь, может сделать из ребенка отшельника. А агрессивное поведение по отношению к своим сверстникам делает его изгоем. Зависимость от игр приводит к тому, что ребенок предпочитает проводить все свое время в играх, а не с друзьями или семьей. Особенно к таким эффектам приводят игры, которые поощряют конкуренцию и соперничество. Проводя мало времени в обществе, ребенок пропускает важные «уроки» социального поведения, не усваивает мораль, принятую в его среде, что еще больше способствует изоляции, в том числе и во взрослом возрасте.↑ Плохая успеваемость в школе
Это еще один результат жестоких игр, а также большого количества времени, потраченного на игру. Во-первых, происходит замещение, когда вместо уроков, книг, интеллектуальных бесед и всего того, что может увеличить знания и кругозор, ребенок играет. Во-вторых, плохое поведение в школе, грубость учителям, конфликты с одноклассниками не способствуют успеваемости. Все это усугубляется с возникновением зависимости от игр.↑ Проблемы опорно-двигательного аппарата
Здесь опять же работает замещение. Вместо подвижных игр на свежем воздухе ребенок сидит в одной позе в помещении. К тому же увлеченные сюжетом игры дети склонны «зависать» в неудобной или просто одной и той же позе на длительный период времени. Это касается и игр на планшете, которыми часто заняты малыши. Во время игры голова, корпус и плечи развивающегося организма находятся не в самом лучшем для осанки и здоровья позвоночника положении.↑ Выводы по влиянию игр на детей
Как видно, видеоигры могут оказывать положительное влияние на развитие ребенка, вырабатывать и тренировать полезные способности и умения. В то же время они могут приводить к отрицательным и даже социально опасным последствиям. Правда у отрицательных эффектов видеоигр всего две основные причины: жестокость и продолжительность. То есть все зависит от характера и жанра игры, от количества времени, потраченного на нее. Стратегии, головоломки, приключения, обучающие игры, симуляторы полезных навыков предпочтительнее. Они не должны пропагандировать насилия и желательно, чтобы в них поощрялось сотрудничество.Но дети не умеют самостоятельно выбирать лучшую для себя игру, так как их привлекает «убойная» графика, а не потенциальная польза. И они не умеют самостоятельно ограничивать себя во времени, так как этот навык развивается лишь с возрастом. Поэтому только от родителей зависит, получат их дети от игр пользу или вред. Родительский контроль над содержанием игр и тем, сколько времени на это нужно уделять, критичен для становления личности ребенка. А если родители еще и участвуют в играх вместе с детьми, то это улучшает взаимоотношения и климат в семье.
Сейчас читают новости общества
- Cancer Discovery: найдена причина появления разных типов онкологии при схожих мутациях генов
- Климатологи связали гибель 37% людей от тепловых ударов с глобальным потеплением
- Бессонница может повысить риск развития диабета 2 типа
- 19 миллионов лет назад произошло массовое вымирание акул
- Низкий уровень мышечной массы/веса повышает риск переломов у пожилых мужчин
Статьи на тему
Добавить