Морской микроб может помочь в борьбе с изменением климата

По данным исследовательской группы под руководством Технологического университета Сиднея (UTS), одноклеточный морской микроб (Prorocentrum cf. balticum), способный как к фотосинтезу, так и к охоте и поеданию добычи, может оказаться ценным секретным оружием в борьбе с изменением климата.

Этот микроб, в изобилии встречающийся в Мировом океане, фотосинтезирует и выделяет богатый углеродом экзополимер, который привлекает и помогает обездвижить других морских микробов. Поедая часть захваченной добычи, он выбрасывает свою экзополимерную "мукосферу", которая, отягощенная захваченной добычей, опускается на дно и становится частью естественного биологического углеродного насоса океана.

В то время как вклад фитопланктона в углеродный насос уже хорошо задокументирован учеными, роль миксотрофных протистов - микробов, которые могут одновременно фотосинтезировать и потреблять другие организмы - гораздо менее изучена.

"Большинство наземных растений используют для роста питательные вещества из почвы, но некоторые, например, венерина мухоловка, получают дополнительные питательные вещества, ловя и потребляя насекомых. Точно так же морские микробы, которые занимаются фотосинтезом и известны как фитопланктон, используют для роста питательные вещества, растворенные в окружающей морской воде", - говорит ведущий автор исследования Михаэла Ларссон, морской биолог из UTS.

"Однако наш исследуемый организм, Prorocentrum cf. balticum, является миксотрофом, то есть способен питаться другими микробами, получая концентрированные питательные вещества, как при приеме поливитаминов. Способность получать питательные вещества различными способами означает, что этот микроб может занимать части океана, лишенные растворенных питательных веществ и поэтому непригодные для большинства фитопланктона"

Согласно отчету Национальной академии наук, инженерии и медицины за 2019 год, для достижения целей по смягчению последствий изменения климата необходимо ежегодно удалять из атмосферы около 10 гигатонн CO2 до 2050 года. Доктор Ларссон и ее коллеги подсчитали, что этот вид микробов способен ежегодно поглощать от 0,02 до 0,15 гигатонн углерода. Таким образом, его можно использовать в качестве природного решения для усиления улавливания углерода в Мировом океане.

"Естественное производство океаническими микробами внеклеточных богатых углеродом полимеров в условиях дефицита питательных веществ, что мы увидим в условиях глобального потепления, позволяет предположить, что эти микробы могут помочь поддержать биологический углеродный насос в океане будущего", - сказала старший автор исследования Мартина Доблин, профессор океанографии в UTS.

Исследование опубликовано в журнале Nature Communications.