Целевое воздействие на иммунные клетки мозга может помочь в профилактике и лечении болезни Альцгеймера

Мутация гена, связанная с болезнью Альцгеймера, изменяет путь в некоторых иммунных клетках людей с этим заболеванием, согласно новому исследованию ученых из Weill Cornell Medicine.

Группа ученых выяснила, что блокирование этого пути с помощью препарата, который в настоящее время тестируется в клинических испытаниях рака, защищает от многих признаков заболевания в доклинической модели. Полученные результаты могут привести к новым стратегиям блокирования развития болезни Альцгеймера или замедления ее прогрессирования.

Исследование, опубликованное 1 декабря в журнале Science Translational Medicine, было посвящено микроглии - иммунным клеткам центральной нервной системы, которые первыми реагируют, когда в мозге что-то идет не так.

Исследования выявили множество генетических вариантов, связанных с болезнью Альцгеймера, которые высоко экспрессируются в микроглии, предоставляя убедительные доказательства того, что изменения в этих клетках могут играть роль в возникновении и прогрессировании болезни.

"Микроглия является хранителем мозга в здоровых условиях, но может стать губительной в условиях болезни. Наша цель - определить, каким образом они становятся токсичными и способствуют патогенезу болезни Альцгеймера, и можем ли мы найти иммунные модуляторы, чтобы обратить токсичность вспять, не снижая их нормальной защитной функции", - сказал старший автор исследования доктор Ли Ган, директор Исследовательского института болезни Альцгеймера Хелен и Роберта Аппель и заслуженный профессор нейродегенеративных заболеваний Бертон П. и Джудит Б. Резник в Исследовательском институте мозга и разума семьи Фейл в Weill Cornell Medicine.

Болезнь Альцгеймера является наиболее распространенным нейродегенеративным заболеванием, от которого страдают около 46 миллионов человек во всем мире. Теории указывают на ряд потенциальных причин, включая возрастные изменения в мозге, а также генетические, экологические факторы и образ жизни. Это приводит к накоплению токсичных белков в мозге и, согласно последним данным, к изменениям в иммунной системе, что приводит к потере нейронов и их связей.

Чтобы изучить, как иммунные клетки мозга могут способствовать развитию болезни Альцгеймера, доктор Ган и ее коллеги сначала установили молекулярный отпечаток отдельных микроглий в мозге пациентов с болезнью Альцгеймера, которые несут мутацию в гене TREM2, что значительно повышает риск развития болезни Альцгеймера. TREM2 - это рецептор, в основном экспрессируемый микроглией в мозге, который, помимо прочих функций, подает сигналы через фермент AKT для модуляции воспаления и метаболизма.

Затем группа ученых провела эксперимент на мышах, объединив два штамма: один - носитель связанной с АД мутации в гене TREM2, а другой - носитель агрегатов тау, одного из основных патологических признаков мозга при Альцгеймере.

Как у пациентов, так и у мышей с мутацией наблюдались нарушения памяти, а их микроглия выражала высокий уровень воспалительных молекул и демонстрировала чрезмерную активность сигнального пути AKT. У мышей ингибирование AKT с помощью препарата MK-2206 обратило вспять воспалительные свойства микроглии и защитило от синаптической токсичности - типа повреждения нейронов мозга, которое является отличительной чертой болезни Альцгеймера.

Важно отметить, что поскольку сигналы AKT также участвуют в патогенезе многих видов рака, MK-2206 в настоящее время оценивается в многочисленных клинических испытаниях против рака. Таким образом, безопасность препарата уже изучается.

"Мы выявили небольшое молекулярное соединение, которое было протестировано на пациентах с раком, легко проникает в мозг, мощно модулирует иммунные реакции мозга и защищает от потери синапсов в животных моделях болезни Альцгеймера", - сказал доктор Ган. "Наши результаты подтверждают необходимость дальнейшего изучения этого соединения в качестве потенциальной терапии болезни Альцгеймера"