Ученые открыли новый птичий иммунологический путь

Исследовательская группа под руководством ученого-биомедика из Калифорнийского университета в Риверсайде обнаружила новый иммунный путь у кур, на который могут быть направлены вирусы - такие, как вирусы, которые обычно заражают птиц, людей и животных и распространяют такие заболевания, как грипп или геморрагическая лихорадка Крым-Конго.

Это открытие, которое имеет последствия и для заболеваний, поражающих других птиц, проливает свет на иммунные реакции птиц на зоонозные вирусы - в частности, на то, как они могут отличаться от реакций, наблюдаемых у людей.

"Понимание этих различий имеет решающее значение для лучшего понимания птиц как потенциальных резервуаров человеческих патогенов", - сказал Скотт Пеган, профессор биомедицинских наук в Школе медицины Калифорнийского университета в Риверсайде, который возглавил исследование, опубликованное в журнале Frontiers in Immunology. "Кроме того, это позволяет исследователям лучше понять иммунные пути, которые могут привести к созданию эффективных вакцин для использования в сельском хозяйстве для домашней птицы."

У птиц в клетках отсутствует белок под названием ISG15. ISG15, обнаруженный у млекопитающих и других неафриканских рептилий, у этих видов помогает организовать эффективный иммунный ответ на вирусную инфекцию. Выполняя роль молекулы-посланника, ISG15 помогает стабилизировать белки хозяина и вируса и регулировать многие противовирусные реакции. Напротив, у птиц есть белки OASL, которые помогают вырабатывать надежный иммунный ответ на вирусную инфекцию. Пеган и его команда сосредоточились на курином иммунитете.

"Мы обнаружили, что куриный OASL содержит черты, напоминающие те, которые встречаются в ISG15 млекопитающих", - сказал Пеган. "Наш анализ последовательностей OASL шести различных видов птиц показывает, что эти особенности, вероятно, являются консервативными среди птичьих OASL"

Команда обнаружила, что птичьи OASL имеют мотив последовательности аминокислот, а именно LRLRGG, внутри так называемого убиквитин-подобного домена. Этот мотив позволяет OASL присоединяться к другим белкам хозяина, чтобы стимулировать определенные противовирусные пути хозяина.

"Это никогда не было показано ранее", - сказал Пеган. Мы обнаружили, что OASL у птиц имеет этот уникальный мотив LRLRGG на одном конце, и он очень функционален". Кроме того, область белка, к которой относится этот мотив, имеет схожую трехмерную атомную структуру с ISG15. Это, а также данные о том, к чему он может прикрепляться в клетках, позволяет предположить, что OASL играет у птиц по крайней мере часть той роли, которую должен был бы играть ISG15".

Пеган объяснил, что для подавления иммунной системы человека вирус содержит белок, который выполняет две работы: удаляет ISG15, а также убиквитин - небольшой белок, который помогает регулировать процессы других белков в организме из белков хозяина и вирусных белков.

По сравнению с этими небольшими белками, OASLs в четыре раза больше и имеет другие участки, выполняющие различные функции. Хотя у млекопитающих есть белки OASL, у них отсутствует этот дополнительный мотив для конъюгации с другими белками, что позволяет предположить, что птицы, возможно, эволюционировали для централизации функций, выполняемых ISG15 и другими иммунными путями. Этот иммунологический путь у птиц, который является заменой ISG15, и обнаружила команда Пегана.

"Теперь мы знаем новый иммунный путь у кур", - сказал он. "Вирусы, по-видимому, эволюционно приспособлены к тому, чтобы пытаться вмешаться в этот путь. Такая информация позволяет нам разрабатывать лучшие вакцины и методы лечения, которые направлены на оптимизацию запуска этого пути, чтобы помочь цыплятам защититься от болезней. Она также позволяет программам животноводства еще больше повысить эффективность этого пути, что приведет к повышению устойчивости птицы к заболеваниям"