Препарат, разработанный для лечения болезни Альцгеймера, может оказаться перспективным для лечения глиобластомы

Новое исследование Кливлендской клиники показало, что препараты, изначально разработанные для лечения болезни Альцгеймера, могут оказаться перспективными для лечения глиобластомы, наиболее распространенного и смертельно опасного типа первичной опухоли головного мозга. Результаты исследования были опубликованы в журнале Nature Cancer.

Класс препаратов, называемых ингибиторами BACE1, когда-то был одним из самых ожидаемых вариантов для лечения болезни Альцгеймера. Они действуют путем ингибирования белка BACE1, который отвечает за образование β-амилоидных бляшек в мозге, что является одним из основных признаков болезни Альцгеймера. Однако после демонстрации низкой эффективности в клинических испытаниях неврологическая наука отказалась от ингибиторов BACE1.

BACE1 также экспрессируется на классе иммунных клеток, называемых опухолеассоциированными макрофагами (TAMs), которые находятся в микроокружении опухоли, или нераковых клеточных компонентах солидных опухолей. Опухоль-ассоциированные макрофаги особенно многочисленны при глиобластоме, что заставило исследовательскую группу под руководством Шиденга Бао, доктора философии, задуматься о том, могут ли ингибиторы BACE1 быть эффективными в лечении или профилактике этой крайне агрессивной формы рака мозга.

"Существует два основных типа TAM", - объясняет доктор Бао, который руководит Центром исследований раковых стволовых клеток. "Большинство TAM способствуют развитию опухоли и способствуют устойчивости к лечению, но есть и такие, которые подавляют опухоль. Если мы сможем разработать терапию, которая будет манипулировать этим балансом - перевесит чашу весов таким образом, что будет больше TAM, подавляющих опухоль, - возможно, мы сможем лучше лечить глиобластому"

В исследовании ученые проверили широкий спектр соединений для выявления наиболее перспективных кандидатов против макрофагов, способствующих развитию опухоли (pTAMs), и обнаружили ингибитор BACE1 под названием MK-8931 (verubecestat).

"Мы обнаружили, что эти изменения значительно сократили рост опухоли. Эффект был еще более выраженным, когда веробецестат назначался в сочетании с низкодозовой радиацией, поскольку она усиливает инфильтрацию ТАМ в опухоль", - сказал доктор Бао.

Ученые обнаружили, что лечение человеческих доклинических моделей глиобластомы вербецестатом перепрограммирует pTAMs в макрофаги, подавляющие опухоль (sTAMs). В результате, более многочисленные sTAMs помогли уничтожить опухолевые клетки, включая стволовые клетки глиомы, которые являются особенно агрессивным типом раковых клеток, способных самообновляться и заселять опухоль.

"Верубекестат уже одобрен для применения на людях благодаря его предварительным испытаниям для лечения болезни Альцгеймера, - говорит д-р Бао, - что поможет ускорить перевод наших многообещающих доклинических результатов. Это главное преимущество повторного применения лекарств - возможность преодолеть разрыв от доклинических исследований до клинических испытаний, которые часто могут быть длительным процессом"