Выявлены молекулы, способные помочь в создании вакцины от аллергии людей на собак

Было проведено множество исследований, описывающих природу и развитие аллергии на собак, но было очень мало прикладных исследований, использующих эту информацию для того, чтобы попытаться полностью излечить людей от аллергии на собак, искусственно вызывая иммунную толерантность.

Ученые впервые выявили кандидатов на те части молекул, из которых состоят аллергены собак, которые могут помочь в создании вакцины от аллергии на собак. Результаты исследования были опубликованы 26 октября в журнале Федерации европейских биохимических обществ.

Аллергия на собак - распространенное заболевание, которое все чаще встречается во всем мире. За прошедшие годы ученым удалось выявить семь различных аллергенов - молекул или молекулярных структур, которые связываются с антителом и вызывают необычайно сильный иммунный ответ, который в обычных условиях был бы безвредным.

Эти семь названы аллергенами Canis familiaris от 1 до 7 (Can f 1-7). Но хотя их семь, только один - Can f 1 - отвечает за большинство (50-75 процентов) реакций у людей с аллергией на собак. Он содержится в тканях языка, слюнных железах и коже собак.

Исследователям еще предстоит определить эпитопы IgE Can f 1 - те специфические части антигенов, которые распознаются иммунной системой и стимулируют или "определяют" иммунный ответ (именно поэтому эпитопы также называют детерминантами антигена). Более конкретно, эпитопы - это короткие аминокислотные последовательности, составляющие часть белка, который вызывает иммунный ответ.

Эпитопы связываются со специфическим рецептором антигена на поверхности антител, В-клеток или Т-клеток иммунной системы, подобно тому, как форма кусочка пазла подходит к специфической форме другого кусочка пазла. (Часть рецептора, которая связывается с эпитопом, в свою очередь, называется паратопом).

Антитела, также известные как иммуноглобулины, бывают пяти различных классов или изотипов: IgA (для иммуноглобулина A), IgD, IgE, IgG или IgM. Изотип IgE (встречающийся только у млекопитающих) играет ключевую роль в развитии аллергии и аллергических заболеваний. Существует также эпитоп IgE, который является кусочком головоломки, соединяющим паратоп изотипа IgE.

В последние годы предпринимаются активные усилия по разработке вакцин, сфокусированных на эпитопах - в данном случае вакцины против аллергии на собак.

"Мы хотим иметь возможность вводить иммунной системе небольшие дозы этих эпитопов, чтобы научить ее справляться с ними, подобно принципу, лежащему в основе любой вакцины", - говорит Такаши Инуи, специалист по исследованию аллергии, профессор Университета префектуры Осака и ведущий автор исследования. "Но мы не можем сделать это, не определив сначала IgE-эпитоп Can f 1"

Поэтому исследователи использовали рентгеновскую кристаллографию (при которой дифракция рентгеновских лучей через материал анализируется для определения его "кристаллической" структуры) для определения структуры белка Can f 1 в целом - впервые в истории.

Они обнаружили, что схема сворачивания белка на первый взгляд чрезвычайно похожа на три других аллергена Can f. Однако расположение поверхностных электрических зарядов было совершенно иным, что, в свою очередь, указывает на ряд "остатков", которые являются хорошими кандидатами на эпитоп IgE.

Используя эти базовые данные, необходимо провести дальнейшую экспериментальную работу, чтобы сузить круг кандидатов, но полученные результаты позволяют предположить, что разработка гипоаллергенной вакцины против Can f 1 - вакцины против аллергии на собак - находится в пределах нашей досягаемости.

Создание "гипоаллергенной вакцины" с использованием таких эпитопов будет не только первым событием в мире в отношении аллергии на собак, но и редким явлением в отношении любой аллергической реакции. Если работа исследователей действительно будет использована для разработки вакцины против аллергии на собак, то принципы, лежащие в ее основе, могут быть использованы гораздо шире для борьбы с различными видами аллергии.