Исследователи обнаружили, что йод в пустынной пыли разрушает озон

Когда ветры поднимают мелкую пустынную пыль высоко в атмосферу, йод, содержащийся в этой пыли, может вызвать химические реакции, которые уничтожают некоторые загрязнения воздуха, но также позволяют парниковым газам дольше задерживаться в атмосфере. Это открытие, опубликованное сегодня в журнале Science Advances, может заставить исследователей переоценить то, как частицы с суши могут влиять на химический состав атмосферы.

"Йод, тот самый химикат, который добавляется в качестве питательного вещества в поваренную соль, разъедает озон в пыльном воздухе высоко в атмосфере", - сказал Райнер Волкамер, научный сотрудник CIRES и профессор химии в CU Boulder. Волкамер возглавлял группу, которая несколько лет назад провела точные атмосферные измерения с помощью самолетов над восточной частью Тихого океана. По его словам, новое открытие имеет значение не только для качества воздуха, но и для климата - химия йода может заставить парниковые газы дольше удерживаться в атмосфере и должна заставить нас переосмыслить схемы геоинженерии с использованием пыли.

Исследователи атмосферы уже давно заинтересовались наблюдением, что в пыльных слоях воздуха часто очень низкое содержание загрязняющего воздух озона, который в концентрированном виде может повредить легкие людей и даже сельскохозяйственные культуры.

Казалось, что какая-то химическая реакция между пылью и поверхностью поглощает озон, но никто не смог показать это в лабораторных экспериментах. Другие люди строили догадки на этот счет, но было много сомнений, говорит Волкамер. Напротив, лабораторные эксперименты давно показали, что газообразная форма йода может поглощать озон - но были лишь намеки на связь между пылью и йодом.

По его словам, полученные данные позволили собрать эти три символа вместе на одном снимке, и стало ясно, что там, где пустынная пыль содержит значительное количество йода, как пыль пустынь Атакама и Сечура в Чили и Перу, йод быстро переходит в газообразную форму, а озон падает до очень низких уровней.

"Но как происходило превращение йода в пыли? "Механизм все еще остается неуловимым", - сказал Волкамер. "Это предстоит выяснить в будущем. В конце проекта у меня больше вопросов, чем в начале, - сказал он. Но это лучшие, более конкретные вопросы"

Они также очень важны для всех, кто интересуется будущим атмосферы, сказал Волкамер. Известно, что реакции йода в атмосфере играют роль в снижении уровня OH, например, который может увеличить время жизни метана и других парниковых газов.

Возможно, более важным является то, что различные идеи геоинженерии предполагают введение частиц пыли высоко в атмосферу Земли, чтобы отразить входящее солнечное излучение. Там, в стратосфере, озон не является загрязнителем, а образует критически важный "озоновый слой", который помогает защитить планету от приходящей радиации.