Клей, созданный на основе мидий, можно использовать в медицине

Мидии прочно прикрепляются к камням и другим субстратам, чтобы выжить под ударами суровых океанских волн. Секрет их прочной связи заключается в натуральном клее. Состоящий из множества белков, этот "клей" покрывает ногу мидии и приклеивает ее к поверхности.

Инженеры пытались лучше изучить свойства данного "клея" и создать свою собственную версию вещества. Теперь исследователи из Северо-Западного университета считают, что им удалось разгадать код "клея" мидий.

По словам исследователей, пытаясь подражать клею мидий, они каким-то образом усовершенствовали его. Новое вещество, состоящее из белковоподобных полимеров, может быть полезно для медицины.

"Данное открытие можно будет применять в медицине. Например, структура клея позволить связывать между собой ткани, данная связь будет крайне надежной", - сказал Натан Джаннески из Северо-Западного университета. "И удерживать другие молекулы поблизости в одном месте, что было бы полезно при заживлении ран или восстановлении".

В натуральном клее мидий есть цепочки аминокислот, которые придают веществу свойства растяжимости, липкости и прочности. Исследователям очень трудно воспроизвести эти свойства. Первый автор исследования Ор Бергер нашел способ имитировать те же свойства в лаборатории, поместив строительные блоки аминокислот в синтетический полимер.

Создав свою версию клея из мидий, ученые протестировали вещество вместе с родным клеем. Они нанесли оба вещества на стеклянные пластины, а затем наблюдали, какая из них приклеит больше клеток к пластине. Оказалось, что синтетический клей удерживает больше клеток, чем родной клей мидий.

"На самом деле мы не собирались улучшать свойства мидии", - говорит Бергер. "Мы хотели лишь имитировать его, но когда мы протестировали его в нескольких различных тестах, мы действительно получили лучшие свойства по сравнению с родным материалом в этих условиях".

У ученых уже есть другие идеи синтетических материалов на основе природы, например, вдохновленные веществами, найденными в ногах и крыльях насекомых. Исследование опубликовано в журнале Американского химического общества.