Генетические мутации могут повышать риск развития агрессивного рака предстательной железы

Мужчины, унаследовавшие мутации в гене TP53, имеют высокий риск развития агрессивного рака предстательной железы, установила многоцентровая исследовательская группа из США.

Результаты исследования были опубликованы в журнале European Urology. В исследовании принимали участие ученые из более чем десятка учреждений по всей территории США. Доктор Кара Н. Максвелл, доцент медицины в Медицинской школе Перельмана при Университете Пенсильвании, является ведущим автором статьи.

Ген TP53 предписывает клеткам вырабатывать опухолевый белок 53. Этот белок обнаруживает поврежденную ДНК и определяет, может ли ДНК быть восстановлена. Если это возможно, белок запускает процесс восстановления ДНК. Если нет, белок запускает процесс, который приводит к самоуничтожению клетки, предотвращая ее репликацию с поврежденной и потенциально вызывающей рак ДНК.

TP53 - это ген-супрессор опухоли, который, обнаруживая повреждения ДНК, служит "стражем генома". Но мутации в TP53 обычно развиваются в раковых опухолях, и когда его защита утрачивается, рак может разбушеваться", - говорит доктор Колин Притчард, профессор лабораторной медицины и патологии в Медицинской школе Вашингтонского университета. Он также является исследователем в Институте точной медицины Бротмана-Бати в Сиэтле. Притчард был соответствующим автором исследования.

Вредные мутации в TP53 также могут передаваться по наследству и вызывать редкое заболевание под названием синдром Ли-Фраумени, названное в честь докторов Фредерика Ли и Джозефа Фраумени из Национального института рака США, которые впервые описали его в 1969 году.

У людей с LFS, как правило, развивается множество видов рака, начиная с детского возраста. Хотя этот синдром связан со многими видами рака, включая рак молочной железы, костей и мягких тканей, таких как мышцы, влияние вариантов TP53 на риск развития рака простаты было неизвестно.

Чтобы выяснить роль вариантов TP53, ученые изучили заболеваемость раком простаты в группе мужчин с LFS и распространенность наследственных мутаций TP53 у мужчин с раком простаты.

В группе из 163 мужчин с ЛФС исследователи обнаружили, что у 31 был рак простаты, а из оставшихся 117 мужчин, у которых не было рака при первичном обследовании, еще у шести было диагностировано заболевание в течение последующих семи лет. Результаты показывают, что у мужчин с ЛФС риск развития рака простаты в 25 раз выше, чем в общей популяции мужчин.

Среди почти 7000 мужчин, у которых был обнаружен рак простаты, 38 унаследовали неблагоприятный вариант TP53. Хотя это кажется небольшим числом, этот показатель был в 9 раз выше, чем среди мужчин, у которых не было рака простаты.

Более того, у мужчин, у которых были обнаружены эти варианты, как правило, диагноз ставился в относительно молодом возрасте и у них были агрессивные формы рака. К моменту постановки диагноза рак уже распространился за пределы простаты, что является стадией заболевания, когда рак уже не поддается лечению, у каждого третьего пациента.

"Этот показатель намного выше, чем в среднем по популяции больных раком простаты", - сказал Притчард. "На самом деле, довольно редко диагностируется рак простаты на такой поздней стадии"

По словам Притчарда, связь между вариантами TP53 и раком простаты у пациентов с ЛФС могла остаться незамеченной, поскольку в течение многих лет эти пациенты, как правило, не жили достаточно долго для развития заболевания.

"Рак простаты - это болезнь пожилых мужчин", - сказал он. "Но сейчас, благодаря скринингу, многие мужчины с синдромом Ли-Фраумени живут до 40, 50, 60 и 70 лет, когда риск развития рака простаты выше".

По словам Притчарда, полученные результаты свидетельствуют о том, что мужчин с синдромом Ли-Фраумени следует регулярно обследовать на рак простаты, когда у них остается не менее 10 лет жизни, с помощью таких тестов, как широко используемый тест на простат-специфический антиген (ПСА). В настоящее время это не является рутинной процедурой.

Полученные результаты не означают, что каждый мужчина должен пройти генетическое тестирование на TP53, добавил Притчард, но те, кто проходит тестирование на гены риска развития рака, возможно, из-за семейной истории рака, должны быть проверены на эти варианты TP53 в рамках скрининга.
Сейчас читают новости общества